Правовые особенности договора франшизы (коммерческой концессии)

Практически в каждой отрасли бизнеса сейчас есть крупные (и не очень) франшизы, которые предлагают начинающим бизнесменам работать уже по наработанной годами схеме. В правовой практике отношения участников франшизы определяются договором коммерческой концессии.

Статья 1027 Гражданского кодекса РФ:

Договор коммерческой концессии – это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю), являющиеся коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности пользователем комплекса исключительных прав (право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию) и другие объекты исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания и т.д.)

Правообладателя в таком случае называют «франчайзер», пользователь исключительных прав «франчайзи», а вознаграждение, которое выплачивается правообладателю – «роялти».

Что обычно предоставляется в пользование?


— право на товарный знак (бренд);

— поставка/продажа определённого товара;

— право использования ноу-хау;

— право на получение секретов производства и иную информацию, относящуюся к коммерческой тайне;

— право на пользование базой знаний;

— право пользования IT продуктов.

Договор коммерческой концессии имеет ряд правовых особенностей, а именно:


  1. Согласно действующим законам договор коммерческой концессии может заключаться только между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
  2. Франчайзер должен быть владельцем зарегистрированного товарного знака. Не допускается заключение договора по сублицензионному договору — когда такой же пользователь исключительными правами пытается передать их в пользование третьему лицу.
  3. Договор обязательно должен быть зарегистрирован в Роспатенте.
  4. Договор должен соответствовать действующим нормам законодательства.
  5. Договор должен быть адаптирован под особенности той бизнес-отрасли, в которой будет вестись деятельность. Если использовать шаблонные договоры из интернета, то любой спор между участниками договора коммерческой концессии может вылиться в длительное судебное разбирательство.

Что должен включать в себя договор коммерческой концессии (франшизы)?


В первую очередь необходимо привести договор в соответствие с законодательством, включив в него следующие пункты:

  1. Предмет договора.
    Какой именно исключительные права и объекты интеллектуальной собственности передаются в пользование;
  2. Размер и порядок выплаты вознаграждения.
    Чаще всего франчайзи выплачивает единовременный платеж при заключении договора, а затем производит регулярные отчисления роялти.
  3. Условия использования объектов интеллектуальной собственности.
    В данном пункте должен быть четко определен порядок использования объектов как пользователь может использовать объекты интеллектуальной собственности правообладателя.
  4. Положение о конфиденциальности.
    Обязательно отразить в договоре требования о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны.
  5. Требования к качеству товаров и услуг.
    Франчайзи должен соблюдать определенные требования при производстве товаров или оказании услуг, и все эти требования, безусловно должны быть отражены в договоре
  6. Территория действия договора.
    Обязательно отметить в договоре территорию, на которой пользователь исключительными правами будет осуществлять деятельность.
  7. Положение о конкуренции.
    Чтобы исключить возможность коммерческой конкуренции между франчайзером и франчайзи нужно также закрепить в договоре пункт о том, что пользователь правами на интеллектуальную собственность не имеет права конкурировать с правообладателем.
  8. Ценовая политика.
    Отразить в договоре требования по реализации товаров или предоставлению услуг в соответствии с ценами, установленными правообладателем.

Договор франшизы является одним из самых сложных в правовом регулировании документов, поэтому заключение такого соглашения требует обаятельной юридической экспертизы, которую Вы можете получить у консультантов MILTON LEGAL.

Требуется юридическая помощь?

Наши специалисты бесплатно подготовят экспресс-анализ Вашей ситуации.

Опишите проблему, прикрепите необходимые документы, и мы предоставим экспертное заключение в течение 3 рабочих дней.

Наши контакты

Телефон: +7 (495) 106-15-25
Email: 1@miltonlegal.ru
Адрес: Москва, 1-й Волконский переулок, 13с2

Режим работы:

Понедельник – Пятница: 10:00 – 19:00

Позвонить