Практически в каждой отрасли бизнеса сейчас есть крупные (и не очень) франшизы, которые предлагают начинающим бизнесменам работать уже по наработанной годами схеме. В правовой практике отношения участников франшизы определяются договором коммерческой концессии.
Статья 1027 Гражданского кодекса РФ:
Договор коммерческой концессии – это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю), являющиеся коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности пользователем комплекса исключительных прав (право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию) и другие объекты исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания и т.д.)
Правообладателя в таком случае называют «франчайзер», пользователь исключительных прав «франчайзи», а вознаграждение, которое выплачивается правообладателю – «роялти».
Что обычно предоставляется в пользование?
— право на товарный знак (бренд);
— поставка/продажа определённого товара;
— право использования ноу-хау;
— право на получение секретов производства и иную информацию, относящуюся к коммерческой тайне;
— право на пользование базой знаний;
— право пользования IT продуктов.
Договор коммерческой концессии имеет ряд правовых особенностей, а именно:
- Согласно действующим законам договор коммерческой концессии может заключаться только между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
- Франчайзер должен быть владельцем зарегистрированного товарного знака. Не допускается заключение договора по сублицензионному договору — когда такой же пользователь исключительными правами пытается передать их в пользование третьему лицу.
- Договор обязательно должен быть зарегистрирован в Роспатенте.
- Договор должен соответствовать действующим нормам законодательства.
- Договор должен быть адаптирован под особенности той бизнес-отрасли, в которой будет вестись деятельность. Если использовать шаблонные договоры из интернета, то любой спор между участниками договора коммерческой концессии может вылиться в длительное судебное разбирательство.
Что должен включать в себя договор коммерческой концессии (франшизы)?
В первую очередь необходимо привести договор в соответствие с законодательством, включив в него следующие пункты:
- Предмет договора.
Какой именно исключительные права и объекты интеллектуальной собственности передаются в пользование; - Размер и порядок выплаты вознаграждения.
Чаще всего франчайзи выплачивает единовременный платеж при заключении договора, а затем производит регулярные отчисления роялти. - Условия использования объектов интеллектуальной собственности.
В данном пункте должен быть четко определен порядок использования объектов как пользователь может использовать объекты интеллектуальной собственности правообладателя. - Положение о конфиденциальности.
Обязательно отразить в договоре требования о неразглашении конфиденциальной информации и коммерческой тайны. - Требования к качеству товаров и услуг.
Франчайзи должен соблюдать определенные требования при производстве товаров или оказании услуг, и все эти требования, безусловно должны быть отражены в договоре - Территория действия договора.
Обязательно отметить в договоре территорию, на которой пользователь исключительными правами будет осуществлять деятельность. - Положение о конкуренции.
Чтобы исключить возможность коммерческой конкуренции между франчайзером и франчайзи нужно также закрепить в договоре пункт о том, что пользователь правами на интеллектуальную собственность не имеет права конкурировать с правообладателем. - Ценовая политика.
Отразить в договоре требования по реализации товаров или предоставлению услуг в соответствии с ценами, установленными правообладателем.
Договор франшизы является одним из самых сложных в правовом регулировании документов, поэтому заключение такого соглашения требует обаятельной юридической экспертизы, которую Вы можете получить у консультантов MILTON LEGAL.
Требуется юридическая помощь?
Наши специалисты бесплатно подготовят экспресс-анализ Вашей ситуации.
Опишите проблему, прикрепите необходимые документы, и мы предоставим экспертное заключение в течение 3 рабочих дней.
Телефон: +7 (495) 106-15-25
Email: 1@miltonlegal.ru
Адрес: Москва, 1-й Волконский переулок, 13с2
Режим работы:
Понедельник – Пятница: 10:00 – 19:00