На сегодняшний день, когда своевременное получение денег особенно важно, досудебный порядок разрешения такого спора намного выгоднее судебного разбирательства по нескольким причинам.
Главные преимущества досудебной претензии:
- Своевременное уведомление должника о наличии задолженности может поспособствовать быстрому возврату денежной суммы, ведь часто добросовестные дебиторы могут просто забыть о своем финансовом обязательстве;
- Сохранение доверительных договорных отношений с постоянными контрагентами, поскольку деловая переписка обычно способствует мирному урегулированию недопониманий и определению самих причин возникновения долга;
- Предотвращение обращения в суд и избежание дополнительных расходов и трудностей, возникающих в процессе судопроизводства;
- После отправки претензии и получения ответа контрагента кредитор сможет сделать определенные выводы относительно честности и добросовестности своих партнеров.
Как видим, преимуществ досудебного урегулирования спора имеет массу преимуществ по сравнению с обычным судебным разбирательством. Однако, чтобы дело все же не дошло до суда, нужно знать некоторые тонкости написания претензии и учитывать особенности взаимоотношений с конкретным должником.
И здесь возникает 2 важных вопроса: когда же отправлять претензию и какой срок считать достаточным, чтобы определить задолженность как «проблемную». Тут два аспекта: экономический и юридический. В первом случае имеется в виду стремление сохранить хорошие взаимоотношения с контрагентом. А вот с точки зрения права с взысканием долга лучше не затягивать, ведь потом можно просто не вернуть свои денежные средства (если, например, истек срок исковой давности).
Поэтому, перед тем, как направлять претензию и угрожать судебным разбирательством, необходимо для начала попытаться провести с должником переговоры.
Выясните, в чем причины просрочек платежей и обсудите несколько путей решения проблемы. Например, можно предложить должнику рассрочку или отсрочку исполнения обязательства по договору. Кроме этого, можно пойти навстречу неплательщику и предоставить какие-либо послабления в выплате долга, что, помимо всего прочего, будет в дальнейшем способствовать плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Если переговоры все же не увенчались успехом, нужно оперативно направлять претензию. При ее подготовке нужно знать и учитывать несколько моментов. Прежде всего, претензией нужно донести до должника готовность кредитора предпринимать активные действия для возврата денежных средств. Кроме этого, для установления сотрудничества между сторонами по этому вопросу контрагент должен понимать, что ему намного выгоднее будет не доводить это дело до судебного разбирательства, поэтому кредитору в своей претензии нужно максимально доходчиво обрисовать перспективы дальнейшего развития событий. Понимание должником того, что затягивание только существенно увеличит расходы с его стороны (компенсация денежных средств кредитору, понесенных им в процессе судебного разбирательства, собственные траты на оплату услуг юристов, например, и др.) побудит его активно сотрудничать с кредитором и принимать меры для погашения задолженности.
В претензии также не лишним будет отметить, что кредитор хорошо знаком со своими возможностями, в связи с чем к взысканию задолженности он подошел серьезно и должника в покое не оставит, пока дело не будет доведено до победного конца.
Чтобы избежать суда, кредитор может потребовать от должника совершения следующих действий:
1. Ликвидации дебиторской задолженности
Этот вариант, конечно,используется нечасто и полезен при условии сознательности и добросовестности дебитора, который мог просто забыть о своем обязательстве, например, из-за напряженной работы или ошибки бухгалтера организации.
2. Гарантийное письмо
В таком письме должник указывает точную дату погашения или уменьшения дебиторской задолженности, опять же выходя на диалог с кредитором.
Как видим, преимущества досудебного порядка для обеих сторон очевидны. Однако важно, чтобы они также должны быть понятны и дебитору. Только в этом случае можно будет добиться взаимного сотрудничества в разрешении данного вопроса. В противном случае дело может попросту затягиваться, а решение проблемы будет откладываться до тех пор, пока другая сторона не примет активные меры в виде обращения в суд.